facebook

Есть вопросы про ЕГАИС?

Оставьте номер вашего телефона, и наши специалисты перезвонят вам в течении нескольких минут!

Связаться со
специалистом

Программа родилась в одном из научных институтов, подчиненных ФСБ России, и была призвана навести порядок на рынке алкоголя, акцизные поступления с которого служат важнейшим источником наполнения бюджета России. По замыслу разработчиков, сквозная ЕГАИС-отчётность, прежде всего производителей и импортёров спиртного, должна была поставить заслон на пути распространения «левого» и контрафактного алкоголя. Тем самым увеличивались бюджетные поступления (как известно, акцизы платят только один раз — завод-производитель или фирма, которая ввозит спиртное на территорию РФ) и защищались права и здоровье потребителей.

ЕГАИС: трудности роста

К сожалению, масштабность задачи, невероятно широкая и всё время обновляющаяся номенклатура ЕГАИС, а также проблемы с финансированием и человеческий фактор долго мешали успешной реализации проекта. Он был передан сначала в ведение Федеральной налоговой службы, а затем вновь созданному ведомству — Федеральной службе регулирования алкогольного рынка (ФСРАР). В 2009 году ЕГАИС-учёт заработал в первом звене цепочки алкогольного рынка — на заводах и у импортёров. Теперь инспекторы по штрихкоду акцизной марки могли моментально определить, где выпущена или ввезена в Россию ёмкость с алкоголем и не является ли она поддельной, то есть уплачен ли акциз за её доступ в торговый оборот. Этот успех позволил, однако, разрешить лишь часть насущных проблем. Дальнейший путь бутылки оставался совершенно непрозрачным, что не позволяло использовать ЕГАИС в сфере мелкооптовой и розничной торговли. Основной камень преткновения заключался даже не в том, чтобы законодательно решить вопрос о внедрении ЕГАИС среди десятков тысяч мелких и средних торговых предприятий, во многих случаях даже не имевших на вооружении компьютеров (особенно в сельской местности). Существовал чисто процедурный вопрос, связанный с внутренней архитектурой программы. В её основе лежит универсальный транспортный модуль (УТМ) — программный продукт, написанный по протоколу Java и отвечающий за передачу сведений об обороте остатков алкогольной продукции между поставщиками и зарегистрированными в системе розничными предприятиями. УТМ обменивается между участниками системы и сервером XML-файлами, содержащими кодированную информацию о каждой единице маркированной продукции, а с 2016 года — и сведения о немаркированной продукции, включающей пиво и другие слабоалкогольные напитки, на которые марки не наклеивают.


Это интересно! Хотя пиво и считается слабоалкогольным напитком, существуют сорта пива с очень высоким содержанием этилового спирта. Рекордсменом, занесённым в Книгу Гиннеса, является продукт шотландской пивоварни Brewmeister под названием Snake Venom (змеиный яд), в котором 67.5 % спирта. По закону 171-ФЗ такой продукт никак не может относиться к пиву и пивным напиткам, в результате чего может возникнуть процедурная ошибка при учёте остатков продукции в ЕГАИС.


Основная проблема заключалась в том, что УТМ не имеет графического интерфейса и ему нужна синхронизация с программами бухгалтерского или складского учёта, в которых отражались бы основные действия с алкогольной продукцией, прежде всего товарно-транспортные накладные (или сокращенно ТТН ЕГАИС). Это основной документ движения, позволяющий участникам сделки, а при необходимости и экспертам ФСРАР, с точностью до штуки знать, сколько единиц алкогольной продукции «убыло» у поставщика и «прибыло» у розничного продавца на складе или в торговом зале, зарегистрированном в ЕГАИС. Но повторим: остатки алкогольной продукции в ЕГАИС не имеют визуальной формы, это XML-файлы, доступные лишь машинному анализатору. Для того чтобы наглядно вывести их на монитор или бумагу, необходимо наладить корреспонденцию со складской программой. В 2012 году, когда началось тестирование ЕГАИС и онлайн касс в ряде магазинов Подмосковья, абсолютное большинство розничных предприятий России использовали для учёта и бухгалтерской отчётности программы семейства 1С. Именно с этим разработчиком и объединились специалисты РАР при массовом внедрении процедуры автоматизированного учёта остатков товаров ЕГАИС в рознице.

ЕГАИС и 1С

Прямую корреспонденцию с ЕГАИС имеют все версии программы 1С Предприятие, начиная с 8.0. После того как списание остатков в ЕГАИС распространили и на пиво, разработчики оперативно провели синхронизацию ЕГАИС с базой данных 1С Предприниматель (как известно, вином и крепким алкоголем ИП торговать не имеют права).

ЕГАИС и 1С

Партнерами 1С разработаны специальные версии, предназначенные для:

  • алкогольных магазинов и сетей;
  • производителей алкогольной продукции;
  • предприятий общепита.

Использование УТМ в кафе и ресторанах предполагает трудноразрешимую проблему при списании в ЕГАИС при продаже напитков порциями (например, вина бокалами). По правилам ЕГАИС каждая единица маркированной алкогольной продукции должна быть списана одномоментно при пробитии чека на кассе, связанной с ЕГАИС. Программное обеспечение 1С Ресторан и 1С Общепит позволяет решить эту проблему без нарушения действующего законодательства. Кассовое оборудование в ЕГАИС необходимо не во всех случаях. Если речь идёт о торговле пивом, которую осуществляет индивидуальный предприниматель, работающий по упрощенной системе налогообложения или с уплатой налога на вмененный доход, контрольно-кассовая техника необязательна. Для таких случаев возможно использование более простой и понятной программы взаимодействия с ЕГАИС — Retail Declaration 2.0. Ещё один конкурент 1С, который обеспечивает ведение журнала продаж в ЕГАИС и все основные операции по списанию и корректировке остатков — программа Навигатор УТМ.

Все программы, получившие одобрение специалистов Росалкогольрегулирования и совместимые с УТМ, позволяют как списать остатки в ЕГАИС при их продаже, так и провести необходимое выравнивание остатков ЕГАИС в случаях:

  • недостачи или излишка при поступлении товара по накладной ЕГАИС;
  • недостачи или излишка, обнаруженных при инвентаризации ЕГАИС в торговом зале или на складе;
  • брака или боя продукции.

ТТН ЕГАИС всегда дублируется бумажной накладной поставщика, и теоретически всегда возможно расхождение кодов продукции ЕГАИС и номенклатуры грузоотправителя. Всё дело в том, что УТМ и регистры ЕГАИС ставят во главу учётной политики индивидуальные сведения о каждой единице алкогольной продукции, а не ее наименование, сортовые, ценовые или качественные характеристики. Вот почему подтверждение накладных в ЕГАИС и формирование поступления в бухгалтерской программе требует тщательной проверки во избежание пересортицы. Как правило, розничные сети работают с постоянными поставщиками и номенклатура постоянна, но о возможности оформления акта расхождения в ЕГАИС оператору забывать не следует, особенно если он несёт материальную ответственность за ведение остатков в ЕГАИС и на складах. Теоретически даже за небольшое расхождение в ЕГАИС и на складе или в рознице проверяющий вправе наказать торгующую организацию по полной программе — штраф для компаний в соответствии со статьёй 14.19 КоАП РФ составляет 150—200 тысяч рублей, а руководителя или ответственного сотрудника могут наказать на 10—15 тысяч.

Как работать с ЕГАИС?

Оператор, работающий с товаром, оформляемым через УТМ, должен знать:


Схема подключения:

1

Как подтверждать накладные в ЕГАИС при поступлении товара от поставщика (при этом фактическая приемка может осуществляться и на территории грузоотправителя, и на своей территории, поэтому перед тем, как подтвердить накладную в ЕГАИС, необходимо увидеть первичный бумажный документ с подписью кладовщика или экспедитора).

2

Как сделать возврат в ЕГАИС нереализованного, неходового или некачественного товара.

3

Как учитывать расходы в ЕГАИС алкогольной продукции в магазинах, розничных сетях и предприятиях общественного питания.

4

Как вести журнал продаж в ЕГАИС

7

Что будет, если накладная на поступление не подтверждена в ЕГАИС, в каком случае алкогольную продукцию можно, а в каком случае нельзя поставить в ЕГАИС

6

Как и в какие сроки осуществлять плановую инвентаризацию и сдачу отчетности в ЕГАИС

5

Как оформлять акты описания в ЕГАИС


Если входящая ТТН или иной приходный документ не подтверждены в системе, товар не будет поставлен на баланс покупателя и в ЕГАИС останется числиться за поставщиком. Это чревато санкциями для обеих сторон в случае проверки, поэтому за остатками нужно строго следить и не допускать расхождений. В том случае, если по факту алкогольной продукции пришло больше, чем указано в электронной ТТН, это становится проблемой поставщика, который обязан обнаружить у себя недостачу и оперативно отписать дополнительное количество потребителю. Последний может сообщить контрагенту об излишке, но никаких корректировок в ЕГАИС выполнять самостоятельно не должен.

Возврат товара оптовому поставщику в ЕГАИС сделать достаточно просто через интерфейс синхронизированной складской программы, чего не скажешь о случаях, когда возврат в ЕГАИС делает розничный покупатель. Тут возникает юридическая коллизия: с одной стороны, алкогольные напитки — это продовольственный товар, и если это товар ненадлежащего качества, то по закону о защите прав потребителя продавец обязан принять его обратно в пределах указанного на этикетке срока годности. С другой стороны, алкоголь — это подакцизный товар, и его возврат в ЕГАИС от физического лица, да ещё с нарушенной акцизной маркой формально невозможен. Исключение — лишь случаи, когда покупатель не успел сделать покупку, например у него не хватило денег в кошельке или на карточке.

С учётом того, что ЕГАИС, помимо контроля за оборотом алкогольной продукции, призвана защищать интересы потребителей (в чеке ЕГАИС как раз подробно прописана вся информация о проданном товаре), данный юридический казус должен быть в ближайшее время так или иначе разрешён, ибо сложность возврата проданного в розницу товара дискредитирует саму идею использования ЕГАИС как инструмента защиты прав потребителей.

Организовать передачу данных в систему возможно только с использованием квалифицированной электронной цифровой подписи. Получите ЭЦП для ЕГАИС в нашей компании быстро и по оптимальной цене.

Стоимость ЭЦП для ЕГАИС:

Стоимость изготовления электронной квалифицированной подписи для системы ЕГАИС составляет 2500 рублей. Приобретая ЭЦП для ЕГАИС в нашей компании, вы получаете не только КЭП на защищенном носителе, но и наши консультации по ее использованию, настройке и другим аспектам работы. Для всех наших клиентов работает круглосуточная техническая поддержка 24/7.

Документы для получения ЭЦП для ЕГАИС:

1

Копия ОГРН, ИНН организации, заверенная печатью организации

2

Копия паспорта руководителя организации (первая, прописка), заверенная подписью владельца

3

Копия СНИЛС (страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования) владельца сертификата, заверенная подписью владельца

4

Заявление на изготовление сертификата ключа подписи, с подписью руководителя и печатью организации

5

Договор в двух экземплярах, с печатью и подписью руководителя организации

6

Паспорт получателя ЭП (лица, получающего ЭП в нашем офисе). Если подпись получает не сам руководитель организации, то необходимо подписать и привезти оригинал доверенности на того человека, который будет ее получать за руководителя.

7

Копию лицензии на продажу алкогольной продукции.


Просто о ЕГАИС


Найдите ответы на все свои вопросы о программных
продуктах и сервисах Астрал в нашей базе знаний!

Подробнее

Для получения ЭЦП для ЕГАИС и получения подробной информации по всем интересующим вопросам необходимо обратиться к специалистам . Это можно сделать, заполнив соответствующую заявку, форма которой размещена на сайте компании. В течение рабочего дня дежурный менеджер перезвонит по указанному в ней номеру и предоставит подробную информацию о процедуре приобретения функционала.

Получить ЭЦП для ЕГАИС

Место получения

Для получения ЭЦП представителю организации необходимо лично явиться в офис регистрации ООО «Астрал СПб» и предоставить весь необходимый комплект документов для заключения договора на обслуживание.

Контакты

E-mail: astral-spb@astralnalog.ru
Телефон: +7(812) 702-11-93

Время работы офиса:
Понедельник – четверг с 9.00 до 18.00 (без обеда)
Пятница и предпраздничные дни с 9.00 до 16.45